Преобразования российского общества в целом и школы в
частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий»
перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника
умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации,
выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном
принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к
явлениям природы и общества. Но какие бы
реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе,
замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог
является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для
успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен
обладать необходимым уровнем
профессиональной компетентности.
Одним из направлений образовательной инициативы « Наша
новая школа» является совершенствование
учительского корпуса.
«Новая
школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую
психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к
интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность
школы будущего.»
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую
деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними
профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных
качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность»,
соответствующая пониманию современных целей образования
А что такое «компетенция»?
Компетенция – совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов
деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и
процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению
к ним.
Компетентность
– владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и
предмету деятельности.
Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной
ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в
профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать
профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция,
определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с
субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная
компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую
готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах
предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики
его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е.
умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать
деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е.
умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция,
связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной
деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения
учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут
соответствовать соответствующие компетентности педагога:
-
компетентность в мотивации учебной
деятельности ученика,
-
компетентность в раскрытии личностного смысла
конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
-
компетентность в целеполагании учебной
деятельности,
-
компетентность в вопросах понимания ученика,
что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
-
компетентность в предмете преподавания
(предметная компетентность),
-
компетентность в принятии решений, связанных
с разрешением педагогических задач,
-
компетентность в разработке программ
деятельности и поведения,
-
компетентность в организации учебной
деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
-
компетентность в организации условий
деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной
задаче,
-
компетентность в достижении понимания
учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
-
компетентность в оценивании текущих и
итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
-
Успешно решать свои жизненные проблемы,
проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
-
ориентироваться на рынке труда и понимать,
какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных
условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
-
видеть и понимать действительные жизненные
интересы своих учеников;
-
проявлять уважение к своим ученикам, к их
суждениям и вопросам;
-
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
-
связывать изучаемый материал с повседневной
жизнью, с интересами учащихся;
-
закреплять знания и умения в учебной и
внеучебной практике;
-
планировать учебное занятие с использованием
всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов
самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
-
ставить цели и оценивать степень их
достижения совместно с учащимися;
-
в совершенстве владеть методом «создания
ситуации успеха»;
-
привлекать прошлый опыт учащихся, создавая
новый опыт без лишних временных затрат;
-
привлекать экспертов и специалистов для
обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
-
оценивать достижения учащихся не только
отметкой, но и содержательной характеристикой;
-
оценивать не только предметные достижения, но
и развитие личностных качеств;
-
видеть пробелы не только в знаниях, но и в
готовности жить в социуме.
Педагог должен
понимать, что:
-
нужно быть готовым к постоянным переменам;
-
строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на
основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
-
главная задача – обеспечить максимум успеха и
минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные
союзники учителя;
-
любая человеческая деятельность красива и
эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
-
по привычке считать себя самым главным и
единственным источником знаний;
-
передавать ученикам свой жизненный опыт и
воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
-
придерживаться представлений о том, что
существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения
различных проблем;
-
следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом,. компетентность учителя – это синтез
профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая
подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения,
оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства
(актёрство и ораторство).
В новой школе ученик
может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него
проблемы:
-
как воспитать
детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель
собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного
социума;
-
как повысить
мотивацию обучащихся;
-
как осуществить
педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по
индивидуальной образовательной программе;
-
как преодолеть
школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна
научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на
практике,
С помощью, каких механизмов можно организовать
деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной
компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной
компетентности учителя:
-
диагностирования,
тестирование;
-
определение путей
совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы
развития профессиональной компетентности педагога.
-
Обучение на
курсах повышения квалификации, в том
числе в дистанционном режиме и др.
-
Работа в ШМО,
творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
-
Активное участие
в педсоветах, семинарах, конференциях.
-
Участие в
различных конкурсах.
-
Участие в
исследовательских работах, создание собственных публикаций.
-
Обобщение и
распространение опыта.
-
Аттестация.
-
Творческий отчет.
-
Использование
современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
-
Самообразование.
-
Разработка
системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
-
Обобщение опыта.
-
Разработка рекомендаций по дальнейшему
совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
-
Самоанализ деятельности.
В современных условиях только активная жизненная позиция,
повышение профессионального мастерства
помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право
на качественное образование.