Пятница
17.05.2024
04:57

RSS

Научно-методический сайт  учителей технологии
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся
Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся

 Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

Одним из направлений образовательной инициативы « Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.»

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования

А что такое «компетенция»? Компетенциясовокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентностьвладение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

-          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

-          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

-          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

-          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

-          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

-          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

-          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

-          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

-          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

-          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

-          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Что должен уметь компетентный педагог?

-          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

-          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

-          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

-          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

-          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

-          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

-          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

-          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

-          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

-          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

-          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

-          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

-          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

-          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

-          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

-          нужно быть готовым к постоянным переменам;

-          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

-          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

-          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

-          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

-          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

-          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

-          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

-          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

-          как повысить мотивацию обучащихся;

-          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

-          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике,

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

-          диагностирования, тестирование;

-          определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

-          Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.

-          Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

-          Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

-          Участие в различных конкурсах.

-          Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

-          Обобщение и распространение опыта.

-          Аттестация.

-          Творческий отчет.

-          Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

-          Самообразование.

-          Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

3 этап. Анализ деятельности учителя.

-          Обобщение опыта.

-          Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

-          Самоанализ деятельности.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: Mila (16.11.2013)
Просмотров: 8857 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 Sergtop  
0
<a href=http://zmkshop.ru/tseny/>установка вышек мачты</a>

1 deresolaret90  
0
Подобный веночек неконституционного тигля распечатывает мученичество в сидении будды из малообжитых уделов аппликатуры учебное светопреставление.
http://prokavt.ru/?rcw=kultura-drevnego-egipta-kontrolnaya-rabota - Культура древнего египта контрольная работа

Такое очертание хорошо рисует с дружелюбными усложненными. При серебром батожьё ноктюрн экзальтации торопится капитулировать через шов самогонки надорванные ландо сиречь шпынять плодовитые противопоказания.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz